Первый выход в открытый космос совершил с «Восхода-2» Алексей Леонов в 1965 году. Выход был совершен в дневное время и продолжался 20 минут, за которые Леонов успел обозреть всю территорию Советского Союза – от Черного моря до Дальнего Востока, экспериментально выявить возможности скафандра, особенности координации движений тела и ориентации. Надо было подготовиться к работе последующих экипажей в открытом космосе - именно к работе, а не к простому парению в безвоздушном пространстве. (На рисунке ниже - Алексей Леонов совершает первый выход человека в открытый космос,18 марта 1965)

 Файл:Leonovwalk.jpgНа «Салютах» выходы за пределы станции стали обычным делом: осматривались и заменялись внешние приборы, датчики, наращивались панели солнечных батарей, устранялись мелкие неполадки. На «Мирах» выходы из станции, особенно в научных целях, умножатся. Но всегда даже кратковременные путешествия вне станции - дело сложное и для каждого космонавта, впервые выходящего из шлюзовой камеры в космическую пустоту, связанное с неожиданными ощущениями. Когда за станцию зацепилась антенна радиотелескопа, которую отбрасывали после завершения радиоастрономической программы, бортинженеру Валерию Рюмину пришлось побывать на внешней поверхности «Салюта», чтобы отцепить антенну. Космонавт рассказывал, что, когда он полз вдоль длинного корпуса станции, ему иногда казалось, будто он опускается с высокого дома по пожарной лестнице вниз головой.

1983 год стал годом рождения новой и чрезвычайно перспективной профессии космонавта-монтажника. Владимир Ляхов и Александр Александров вышли из «Салюта-7», чтобы установить на нем дополнительные панели солнечных батарей. Это наращивание батарей продолжили Владимир Джанибеков и Виктор Савиных в 1985 году. В 1986 году Леонид Кизим и Владимир Соловьев перелетели на «Союзе Т-15» со станции «Мир» на станцию «Салют-7», дважды выходили из нее в открытый космос, смонтировали и демонтировали 12-метровую ферму, провели сварочные работы и вернулись на «Мир». В будущем просторные сооружения в космосе и целые космические п6селения станут монтировать и сваривать из деталей и блоков, доставляемых с Земли, а затем изготовляемых на месте из лунного и астероидного вещества.

Выходы в открытый космос совершают и американские астронавты из кораблей многоразового использования типа «Шаттл». Они пользуются индивидуальными реактивными двигателями, так что ничто их не привязывает к кораблю. Леонов пользовался фалом, своего рода «пуповиной», связывавшей его с кораблем. Но последующий прогресс не отменяет величия начальных шагов. Если Гагарин первым летал вне Земли, то Леонов первым летал вне корабля и дал принципиально столь же важную информацию о человеке в свободном космоплавании, что и Гагарин о человеке в кабине космического корабля.

File:Aleksey Leonov ASTP - cropped.jpg

А. А. Леонов в 1974 году

Астронавты США иногда они выходят в космическое пространство для починки своих спутников. В 1984 году экипаж космоплана «Чэлленджер» ремонтировал на орбите спутник «Солар мэксимем», запущенный четырьмя годами ранее для изучения физики Солнца, но проработавший только восемь месяцев.

Нам осталось затронуть некоторые личностные, социально-психологические моменты жизни и работы на орбите. Одиноко ли в космическом доме? Сегодня, по правде сказать, в значительной степени - да. Жизнь в космосе внешне размеренна и монотонна. Неожиданностей, сюрпризов в полете быть не должно. Над обеспечением такой стабильности трудится огромный коллектив людей, испытывающих конструкции на прочность, системы управления - на безотказность, создающих дубликаты и «трипликаты» наиболее ответственных узлов. Ведь неожиданности в космосе всегда граничат с опасностью, и поэтому их надо исключать.

В январе 1986 года в результате взрыва одного из твердотопливных ускорителей потерпел катастрофу еще в нижней стратосфере, так и не достигнув космоса, «Чэлленджер». Погибло семь астронавтов. По оценке самих американских специалистов, этой катастрофы можно было избежать при более тщательной технической подготовке «челнока» к полету.

Одиночество, разумеется, не означает оторванности и изолированности от всех, как бывало в сурдокамерах при подготовке космонавтов к одиночным полетам. Теперь космонавты летают как минимум по двое, а вместе с экспедициями посещения иногда собираются вчетвером, вшестером и даже находятся одновременно в космосе всемером, как это было еще в 1969 году при совместном полете и сближении кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».

File:Kotov spacewalk140110.jpg

Космонавт Олег Котов в открытом космосе во время космического полёта МКС-22.

И все-таки основную часть времени - изо дня в день и многомесячно - вдвоем; в лучшем случае втроем.
В 1982 году двое, Анатолий Березовой и Валентин Лебедев, провели в космосе 211 суток В 1984 году уже трое - Леонид Кизим, Владимир Соловьев и Олег Атьков - провели там 237 суток. Как-то космонавт Георгий Гречко устроил опыт со студентами - предложил им просто побыть вдвоем в комнате. Ребята выдержали только шесть суток. Отчасти так произошло потому, что они в основном бездельничали. Космонавты же трудятся ежеминутно, да и отдых направлен у них на поддержание работоспособности.

12121

Эдвард Уайт совершает первый выход американского космонавта в открытый космос, 3 июня 1965 г.

Однако при всей сложности повседневного общения двух или, реже, трех людей, оторванных от нормального человеческого общения (городской житель часто имеет больше сотни ежедневных контактов с другими людьми!), быть в космосе отшельником - отнюдь не идеал для космонавта. И совсем неверно изображать их сумрачными работягами, лишь по необходимости терпящими друг друга.

Иногда космонавты забавляются. Петр Климук пытался летать по жилому отсеку верхом на пылесосе, изображая некую модернизированную Бабу Ягу, которая, как известно, летала на метле. Не получилось, тяга оказалась слабой. Георгий Гречко на досуге, постукивая в стену станции, отделял от ее внешней оболочки крохотные частички, фотографировал их, а потом, на Земле, показывал снимки друзьям: вот, мол, смотрите, инопланетные «летающие тарелки». И многие верили. А Майкл Коллинз, американский астронавт, написавший книгу о первом путешествии людей на Луну, рассказывал, как бытовые отходы, выбрасываемые за борт и несколько дней сопровождающие корабль, горят разноцветными созвездиями, и шутливо добавлял: «Иногда достаточно очень немногого, чтобы получить истинно эстетическое наслаждение!»

Опасности выходов в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая — возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) — около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.

Другая причина опасностей выходов в космос — то, что окружающая обстановка в космическом пространстве чрезвычайно сложна для предполётного моделирования. Выходы в космос часто планируются на поздней стадии разработки полётного плана, при обнаружении каких-либо насущных проблем или неисправностей, иногда даже в процессе самого выполнения полёта. Потенциальная опасность выходов в открытый космос неизбежно ведёт к эмоциональному давлению на космонавтов.

2121

Помочь космонавту, вышедшему в открытый космос, очень трудно.

Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль. Инцидент с повреждением скафандра произошёл только один раз, когда во время полёта «Атлантиса» STS-37 маленький прут проколол перчатку одного из астронавтов. По счастливой случайности разгерметизации не произошло, поскольку прут застрял и блокировал собою образовавшееся отверстие. Прокол даже не был замечен до тех пор, пока астронавты не вернулись в корабль и не начали проверку скафандров.

Показательно, что самый первый достаточно опасный инцидент случился уже во время первого выхода космонавта в открытый космос. Выполнив программу первого выхода, Алексей Архипович Леонов испытал трудности с возвращением на корабль, поскольку раздувшийся скафандр не проходил через воздушный шлюз «Восхода». Только стравливание давления кислорода в скафандре позволило тогда благополучно завершить полёт.
Ещё один потенциально опасный случай произошёл во время второго выхода в открытый космос астронавтов космического корабля «Дискавери» (полёт STS-121). От скафандра Пирса Селлерса открепилась специальная лебёдка, которая помогает вернуться на станцию и не даёт астронавту улететь в открытый космос. Вовремя заметив проблему, Селлерс с напарником смогли прикрепить устройство обратно, и выход был завершён благополучно.

Несмотря на то что в настоящее время не известны какие-либо несчастные случаи, связанные с выходами в открытый космос, разработчики космической техники стараются снизить необходимость внекорабельной деятельности. Устранению подобной необходимости, например, при выполнении сборочных работ в космосе, может помочь разработка специальных телеуправляемых роботов.

По материалам: www.cosmonautics.ru и Википедии



Наши партнёры

Яндекс.Метрика Портал о космосе
Рейтинг астрономических ресурсов от ASTROLAB.ru Каталог сайтов «ua24.biz»
galSpace.spb.ru. Исследование Солнечной системы

Помощь сайту

Сайт существует на личные средства автора

Если Вам не безразлична популяризация астрономии и науки в целом, или Вам понравился сайт, можете отблагодарить нас небольшим денежным вознаграждением, мы будем во много признательными. Деньги пойдут на оплату серверов и обслуживание сайта.

Яндекс деньги  410012805014526

Webmoney руб. R525025832630

Webmoney грн. U394365417305